Горные лыжи | Новые фото

Обеспечение безопасности катания в горнолыжном туризме

Эксперты по классификации и безопасности горнолыжных трасс

Косенков Ю.А, Анисимов С.Ю., Данилин В.И. 

В настоящее время в результате реализации санкций против РФ со стороны западных стран, большая часть туристического потока россиян переориентировалась на внутренний туристический рынок, в частности, рынок горнолыжных услуг. К сожалению, уровень оказания этих услуг и их безопасности практически на всех горнолыжных комплексах РФ не соответствует европейским стандартам, к которым многие из наших туристов уже привыкли за предыдущие годы.

В современных условиях эксплуатации горнолыжных трасс безопасность стала главным требованием и показателем привлекательности и комфорта катания.

К сожалению, руководители большинства ГЛК в РФ начинают этим заниматься только после прихода к ним следователя СК РФ для проведения дознания по несчастному или смертельному случаю на горнолыжных трассах или склонах. При этом ими забывается, что ответственность за безопасность оказываемых услуг на горнолыжных трассах несёт только ГЛК, оказывающий эти услуги, в соответствие с Законом о защите прав потребителей и со статьёй 238 УК РФ (оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности).

Статистика показывает, что на современных горнолыжных комплексах РФ и в Альпах на 1000 человеко-дней катания (из расчёта 1 лыжник или сноубордист – один человеко-день) приходится 1-2 травмы на горных лыжах и 3-4 травмы – на сноубордах, иногда со смертельным исходом. За зимний сезон количество травм на ГЛК РФ достигает 1000-1500, с которыми туристы обратились в медучреждения, СК РФ и значительно больше травм без обращения к медикам. Наиболее частыми повреждениями у любителей экстрима на горных склонах бывают ушибы. Ушибы разной степени тяжести получают больше половины обращающихся в травмпункты – более 53%. У 17% травмированных диагностируются растяжения и вывихи, у каждого 10-го горнолыжника или сноубордиста – перелом конечностей. Травмы головы, в частности, сотрясение мозга, получают около 5% экстремалов. 


В настоящее время статистика травм в горнолыжном туризме приближается к ДТП на автомобильных дорогах в зимний период. Но на автодорогах безопасность движения регулируется соответствующими ПДД и штрафами, а при катании на горных лыжах безопасность движения горнолыжников и сноубордистов регулируется простейшими правилами поведения в формате аутсординга в виде общих правил, вывешенных около касс или подъёмников, установкой защитных сеток и т.п. на усмотрение службы эксплуатации и никак не наказывается при нарушении правил поведения. 

К сожалению, в большинстве горнолыжных комплексов не ведётся статистика несчастных и трагических случаев, не анализируются причины и не доводятся до общественности по понятным причинам. Всё пускается на самотёк. А как известно, дело пущенное на самотёк имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему. 

Эффективная безопасность катания туристов на горнолыжных трасах в современных условиях может быть обеспечена комплексом мер в виде паспортизации трасс после размещения на них необходимых средств безопасности, классификации их сложности, регулярной сезонной оперативной экспертизы их безопасности, а также подготовкой специалистов по безопасной эксплуатации горнолыжных объектов в соответствие с действующей нормативной базой. Эти положения определены в ГОСТ Р 55881-2016 и ГОСТ Р 57279-2016, а также в специальном нашем учебном курсе для администрации ГЛК. 

Выполнение этих положений по эксплуатации горнолыжных объектов должна обеспечивать администрация горнолыжного комплекса, но этого не происходит в большинстве горнолыжных комплексов. Следует помнить, что выполнение их в ГЛК может составлять правовую основу при разборе в следственных органах и судах несчастных и трагических случаев на горнолыжных туристических трассах, а также жалоб со стороны туристов.

Более того, рекламируя свои горнолыжные комплексы, администрация должна заявлять и обеспечивать высокую безопасность оказания услуг на горнолыжных комплексах в соответствие с Законом о защите прав потребителя, что может являться их конкурентными преимуществами и создавать привлекательность ГЛК. Но этого не происходит.

В общем случае на основе нашего опыта рекомендуется следующий системный комплекс мер по обеспечению безопасной эксплуатации горнолыжных трасс и объектов:

1. Паспортизация горнолыжных туристических трасс как объектов недвижимости согласно действующим нормативам и законодательству с указанием используемых средств активной безопасности (заграждения, сетки, маты и др.) и пассивной безопасности (знаки категории сложности трассы, предупредительные, запрещающие и информационные знаки, ограничительные вешки, различного вида указатели направления безопасного движения, правила поведения и другие знаки)

2. Классификация геометрической сложности горнолыжных туристических трасс согласно ГОСТ Р 55881-2016 и Приказу ФАТ от 8 сент. 2020г № 287 ПР-20

3. Текущий сезонный оперативный контроль правильности установки активных и пассивных средств безопасности и исполнения регламентов по их обслуживанию согласно паспортам трасс. Такой контроль должен осуществляться силами собственной службы эксплуатации ГЛК или с привлечением профильных экспертов и специалистов

4. Подготовка специалистов по безопасной эксплуатации горнолыжных трасс и экспертов по классификации и безопасности в качестве дополнительного образования

5. Обучение туристов основам безопасного катания для различных уровней их сложности

6. Разработка, утверждение и использование в практике оказания услуг Стандартов организации в формате ГОСТ Р 1.4 2004 по всем вопросам предоставления услуг на горнолыжных трассах, а также комплекса Приказов по организации (ГЛК) согласно ГОСТ Р 57279-2016, в том числе, как основных правовых документов при проведении дознаний со стороны следователей СК РФ.


Современная паспортизация горнолыжных туристических трасс как объектов недвижимости не может быть произвольной, как сейчас иногда практикуется в некоторых горнолыжных комплексах. Основные требования установлены ГОСТ Р 55881-2016, Приложение Е2 – Паспорт трассы, но они ГЛК обычно игнорируются. А это основной документ, который предъявляется следователям при проведении дознаний.

Рекомендуется паспортизацию горнолыжных туристических трасс проводить совместно с их классификацией. 

Классификация горнолыжной туристической трассы является необходимым и обязательным условием эксплуатации трассы согласно ФЗ №16 от 5 февраля 2018г. ст. 5.

При этом ФЗ не устанавливает жёстких требований к горнолыжной трассе как к объекту недвижимости, расположенному на земельном участке. Администрациям ГЛК при подаче Заявок в аккредитованную организацию на классификацию трасс предлагается предоставлять выписки из Единого или Регионального государственного реестра недвижимости или копию свидетельства о праве собственности на земельный участок или иной объект недвижимости, в границах которого расположена горнолыжная трасса, или копию договора аренды земельного участка или иного объекта недвижимости, в границах которого расположена горнолыжная трасса.

В настоящее время классификация проводится аккредитованными организациями согласно Приказу Федерального агентства по туризму (ФАТ) от 8 сентября 2020 года N 287-Пр-20, который содержит много некорректных положений в части безопасности трасс и к классификации геометрии сложности по определению не относится. В настоящее время после ликвидации ФАТ его исполнение контролируется МЭР.

Администрации ГЛК следует помнить, что параметры геометрической сложности классифицированной горнолыжной трассы не являются характеристиками её безопасности, они лишь дополняют друг друга. Безопасность горнолыжной трассы является её отдельной категорией.

Классифицированная трасса регистрируется в Федеральном перечне туристических объектов. 

Зачастую администрация ГЛК для проведения классификации приглашает те аккредитованные организации, которые предлагают на рынке более низкие цены, пренебрегая оценкой компетентности их экспертов. Это усложняет администрации ГЛК ситуацию при правовой экспертизе следователями несчастных или трагических случаев на трассах, так как экспертиза в настоящее время проводится ими по параметрам классификации, а «оценка безопасности» производится по косвенным параметрам, не дающих однозначного ответа. Большинство экспертов аккредитованных организаций не являются экспертами по безопасности горнолыжных трасс и делают выводы на основе своего наблюдательного опыта. 

В целях обеспечения текущего оперативного контроля безопасности катания на горнолыжных трассах нами разработана формализованная Методика контроля и оценки эффективности используемых средств безопасности с выдачей заключений и рекомендаций по их улучшению на основе «ГОСТ Р 572179 – 2016. Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов», которая включена в учебный курс.


Наличие регулярных заключений об уровне безопасности катания на горнолыжной трассе может составлять дополнительную правовую основу при разборе в следственных органах и судах несчастных и трагических случаев с туристами. И здесь очень важным является исполнение в зонах катания Правил безопасного катания на трассах, которые должны учитывать местные условия и указывать Законы и Положения, которые дают право администрации ГЛК применять санкции по отношению к нарушителям. 

Реализация оперативного контроля безопасности катания туристов на ГЛК должна обеспечиваться специальной службой типа «Лыжный\горный патруль», которая должна следить за исполнением туристами Правил безопасного катания с правом удаления нарушителей с горнолыжных трасс (лишение ski-pass или вызова охраны ГЛК или Полиции) на основе ФЗ о защите прав потребителей - клиентов ГЛК. 

Не менее важным условием обеспечения безопасности является подготовка специалистов по эксплуатации туристических горнолыжных трасс ГЛК. Следует помнить, что одинаковых трасс по их геометрии и условиям эксплуатации не бывает, что отображается в их Паспортах как набор индивидуальных характеристик, и это должен знать каждый специалист службы эксплуатации.

Рабочие трассы после прекращения катания туристов снимают с трассы все средства безопасности для работы снегоуплотнительных и выравнивающих машин (СУМ) и устанавливают их вновь после уплотнения снега согласно индивидуальным схемам, заданным в паспорте трассы. В этих ситуациях очень важным, с точки зрения обеспечения безопасности, является контроль правильности повторной установки средств активной и пассивной безопасности, заданных в Паспорте трассы, который должен осуществляться специалистами по безопасности Службы эксплуатации.

К сожалению, зачастую в Службу эксплуатации горнолыжных трасс берутся работники, далёкие от понимания требований по обеспечению безопасной эксплуатации трасс. Отсутствие такой подготовки у работников службы эксплуатации усугубляет положение администрации ГЛК, когда к ним предъявляются следователями требования по статье 238 УК РФ.

В этих условиях становится актуальной подготовка экспертов по классификации и безопасности горнолыжных трасс, как среди сотрудников службы эксплуатации, так и для различных аккредитованных организаций по их заявкам. 

В настоящее время нами разработаны программы обучения сотрудников службы эксплуатации ГЛК по обеспечению безопасного оказания услуг на горнолыжных трассах и подготовки экспертов по классификации и безопасности как дополнительное образование, которые апробированы в ведущих ГЛК РФ. Документы по такому образованию сотрудников службы эксплуатации обычно предоставлялись в СК РФ при проведении дознаний. 

Подводя итог, можно установить следующие основные положения по обеспечению безопасности катания на туристических горнолыжных трассах:

- совместная паспортизация и классификация трасс,

- организация постоянного оперативного контроля расстановки и функционирования активных и пассивных средств безопасности согласно Паспортам трасс,

- обязательная профессиональная подготовка руководителей среднего уровня и специалистов по обслуживанию трасс,

- обучение туристов безопасному катанию для любых уровней его сложности,

- организация постоянного оперативного контроля исполнения туристами Правил безопасного катания и пресечения их нарушений. 

Автор

Косенков Юрий Анатольевич, Свидетельство эксперта №112 от 27.01.2020, http://avts-atsu.ru/attestatsiya-ekspertov.html,

автор ГОСТ Р 55881-2016 и ГОСТ Р 57279-2016 по горнолыжному туризму,

т. 8-903-7802050, ukosenkov@mail.ru

0 653 Андрей Краснов 21.03.2024 10:41
Рейтинг: -1 0 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.